Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
от Бога, но и твое благобытие от Того же, от Кого и
бытие.
Итак, крайне неуместно говорят: "Пусть не будет тех,
которым Бог сообщал бы такое благодеяние Своего мило-
сердия, если они могут быть только при наличии тех, на
которых бы являлось правосудие отмщения". Ибо почему
же не могут быть и те и другие, когда в тех и других
обнаруживаются благость и правосудие Божие?
Глава IX
С другой стороны, если бы Бог хотел, то были бы
добрыми и злые. Тем лучше восхотел Он, дабы они были
такими, какими хотят быть сами, но чтобы при этом
добрые не оставались бесплодными, а злые безнаказанными
и потому бесполезными для других. Но предвидел ли Он,
что воля их будет злою? Конечно, предвидел, и так как
Его предвидение погрешать не может, то зла не Его, а
их воля. Почему же Он сотворил их, хотя и предвидел,
что они будут такими? Потому, что предвидит и то,
сколько они сделают зла, и то, сколько из их деяний
извлечет Он добра. Ибо Он сотворил их так, что у них
остается нечто такое, благодаря чему они могут делать
кое-что и сами, и что бы они предосудительного ни
избрали, могут, однако, находить Его действующим в них
похвально. Злую волю они имеют от себя, от Него же
— добрую природу и правосудное наказание, (занимая)
должное им место и (служа) другим опорой для упражнения
и примером для страха.
Глава X
Но, говорят, Он мог бы обратить и их волю на добро,
потому что всемогущ. Конечно, мог. Почему же так не
сделал? Потому что не захотел. А почему не захотел —
это Его дело. Мы должны "не думать о себе более, нежели
должно думать" (Рим. XII, 3). Но несколько выше мы,
593