Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/594"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава VIII
Кто же, руководствуясь здравым смыслом, скажет: "Луч-
ше бы Бог не творил того, кто, как Он предвидел, может
исправиться через порочность другого, нежели творил еще
и того, кто, как Он предвидел, должен <быть за свою
порочность наказан". Это значило бы то же, что сказать:
"Лучше уже не быть тому, кто, пользуясь хорошо злом
другого, получит по милосердию венец, нежели быть еще
и тому, кто по заслуге будет правосудно наказан". Ибо
если разум указывает на два неравных блага: одно высшее,
а другое — низшее, то говорящие: "Пусть то и другое
из них будет таким-то" не понимают по тупости сердца,
что это значит: "Пусть будет одно только это". Но коль
скоро они хотят подобным образом уравнять два рода
благ, то этим уменьшают число их и, увеличивая без меры
один род, вычеркивают другой. Но кто их станет слушать,
если они скажут: "Так как чувство зрения превосходнее
чувства слуха, то пусть будет четыре глаза и ни одного
уха"?
Точно так же, если превосходнее та разумная природа,
которая покорна Богу помимо всякого страха перед на-
казанием, помимо всякой гордости; и, напротив, в людях
она сотворена так, что может познавать благорасположение
Божие к себе не иначе, как только видя наказание другого,
"не гордясь, но боясь" (Рим. XI, 20), т. е. полагаясь не
на себя, а уповая на Бога: то кто же, будучи в здравом
уме, скажет: "Пусть будет и эта такой же, как та", и не
поймет, что это значило бы сказать: "Пусть этой не будет,
а будет только одна та"? Если же так говорить невежес-
твенно и глупо, то почему же не может Бог творить и
тех, которые, как Он предвидел, будут злыми, желая
показать гнев и явить могущество Свое и потому с великим
долготерпением щадя сосуды гнева, готовые к погибели,
дабы явить богатство славы своей над сосудами милосердия,
которые Он приготовил к славе (Рим. IX, 22, 23)? Таким
образом, "хвалящийся хвались о Господе" (II Кор. X, 17)
сознавая, что не только бытие твое не от тебя самого, а
592