Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/593"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
бы Бог не творил тех, которые, как Он предвидел, будут
злыми". Ибо почему же Ему не творить тех, которые, как
Он предвидел, будут полезны добрым, рождаясь для полез-
ной цели упражнения и вразумления добрых волей и
правосудно неся наказание за свою злую волю?
Глава VII
"Лучше бы, — говорят, — Он сотворил человека таким,
чтобы он совершенно не хотел грешить". Да, мы согласны,
что та природа лучше, которая совершенно не хочет
грешить: пусть же согласятся и они, что не зла и та
природа, которая сотворена так, что могла бы, если бы
захотела, не грешить, и что правосуден приговор, которым
она наказана, согрешив по воле, а не по необходимости.
Отсюда, как здравый разум нас учит, что та природа
лучше, которую не прельщает недозволенное, так здравый
же разум учит, что добра и та природа, которая может
обуздывать недозволительные влечения, буде они в ней
появляются, услаждаясь не только всем дозволенным и
правильно содеянным, но даже и обузданием самого этого
порочного влечения. Итак, если эта природа добра, а та
лучше, то почему бы Бог сотворил одну только ту, а не
обе? Поэтому те, которые готовы прославлять Бога за
одну ту, тем более должны прославлять Его за обе. Первая
принадлежит святым Ангелам, последняя — святым людям.
Что же касается тех, которые предпочли порочность и по
собственной предосудительной воле извратили достохваль-
ную природу, то они должны были быть сотворены отнюдь
не потому, что такими их Бог предвидел. Они имеют свое
место, которое занимают в мире, к пользе святых. Ибо
сам Бог не нуждается ни в праведности добродетельного
человека, ни тем более в неправедности порочного.