Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/592"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
скорбей, и те, которые вследствие большей оцепенелости
гордыни решительно не чувствуют зла своего отпадения,
на взгляд других, могущих замечать подобное состояние,
представляются совершенно несчастными; так что если
сами не хотят принять лекарства для избежания такого
состояния, то пусть служат примером для» избежания его
другими. Ибо, как говорит апостол Иаков: "Каждый иску-
шается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает
смерть" (Иак. 1, 14, 15). Исцелившись этим примером от
язвы гордости, человек восстанавливается, если его воля,
которая прежде была слишком слаба, чтобы пребывать с
Богом, стала после испытания сильной настолько, что
стала способной возвратиться к Богу.
Глава VI
Между тем, вопрос об искушении первого человека в
том смысле, почему Бог попустил ему совершиться, на-
столько смущает иных, что кажется, они и теперь не
видят, что весь род человеческий постоянно искушается
коварством диавола. Почему же Бог допускает и это? Не
потому ли, что таким образом укрепляется и упражняется
добрюдетель и что награда за нее бывает гораздо славнее
в том случае, если она не поддалась искушению, нежели
в том, если она вовсе искушению не подвергалась, ибо
те, кто, оставив Творца, идут за искусителем, в свою
очередь и сами искушают остающихся верными слову
Божию, являют им пример для уклонения и внушают
благочестивый страх перед гордынью. Поэтому апостол и
советует наблюдать каждому за собою, "чтобы не быть
искушенным" (Гал. VI, 1). Ибо достойно удивления, с
какой постоянной заботою всеми божественными Писа-
ниями внушается нам это смирение, которое делает нас
покорными Творцу, дабы мы не полагались на собственные
силы, как бы не нуждались в Его помощи. Итак, если
через неправедных усовершаются даже и праведные и через
нечестивых — благочестивые, то напрасно говорят: "Пусть
590