Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/591"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
природе возможность, и в воле желание не следовать
внушению; при помощи, впрочем, Того, кто гордым про-
тивится, смиренным же подает благодать (Иак. IV, 6).
Итак, почему бы Богу не было попустить подвергнуть
человека искушению, хотя Он и предвидел, что тот уступит
искусителю, раз человек добровольно имел это сделать по
своей вине и должен был стать предметом правосудного
промышления через наказание, дабы Бог и таким образом
мог показать гордой душе, к назиданию будущих святых,
насколько Он правильно пользуется даже и злою волею
душ, тогда как они превратно пользуются добрыми при-
родами?
Глава V
Не должны мы думать и так, что искусителю удалось
бы совратить человека, даже если бы в душе этого пос-
леднего не было некоторого превозношения, которое не-
обходимо было обуздать, чтобы путем унижения через грех
он научился, сколь ошибочно превозносился. Ибо весьма
истинно сказано: "Погибели предшествует гордость, и
падению надменность" (Притч. XVI, 18). Может быть,
голос этого человека и слышится в псалме: "И я говорил
в благоденствии моем: "не поколеблюсь вовек" (Пс. XXIX,
7). Затем, наученный уже опытом, сколько зла в гордом
превозношении собственною силой и сколько блага в
помощи со стороны благодати Божией, он говорит: "По
благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но
Ты сокрыл лице Твое, и я смутился" (Пс. XXIX, 8).
Но о нем ли, или о другом каком человеке так сказано,
во всяком случае душе превозносящейся и слишком, так
сказать, полагающейся на свою собственную силу надобно
было путем испытания и наказания дать почувствовать,
как нехорошо бывает для сотворенной природы, если она
отвращается от Своего Творца. Этим-то преимущественно
путем и внушается, какое благо представляет Собою Бог,
коль скоро никому, от Него отвращающемуся, не бывает
хорошо; потому что и те, которые услаждаются смертными
удовольствиями, не могут быть свободными от страха
589