Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
хитрейшим, а не мудрейшим из всех зверей. А что означает
в буквальном смысле (соответствующее) еврейское слово
и могут ли быть названы по-еврейски мудрые в дурном,
не иносказательном, а собственном смысле, пусть решают
те, которые хорошо знают еврейский язык. Впрочем, в
другом месте священного Писания мы явно читаем о
мудрых в дурном, а не в хорошем смысле (Иер. IV, 22),
и Господь называет сынов века сего более мудрыми, чем
сынов света (Лук. XVI, 8), в смысле забот о самих себе,
впрочем, обманным, а не законным образом.
Глава III
Само собой понятно, мы не должны думать, что дьявол
сам избрал змея, с помощью которого он искусил и
склонил ко греху. Хотя, по причине извращенной и
завистливой воли, в нем и было желание обольстить,
однако он мог это (сделать) только при посредстве того
животного, через которое ему попущено было совершить
обольщение. Ибо во всяком духе может быть извращенная
воля вредить, но власть вредить только от Бога, а потому
— от сокровенного и высшего правосудия, так как у Бога
нет несправедливости.
Глава IV
Поэтому, если спросят, почему Бог попустил подвергнуть
человека искушению, хотя и предвидел, что он уступит
искусителю, то я, не будучи в силах постигнуть глубину
этого, признаюсь, что сие превыше моих сил. Есть, на-
верное, некая сокровенная тому причина, которая блюдется
для людей лучших и более святых, и скорее по благодати
Божией, нежели по их заслугам. Насколько, однако, Богом
предоставлено мне разумение и дозволено говорить, чело-
век, как мне кажется, не заслуживал бы большой похвалы,
если бы мог жить добродетельно только потому, что никто
не склонял его жить порочно, коль скоро он имел и в
588