Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/589"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
не было ни одного движения, которого им следовало бы
стыдиться; они не считали нужным покрываться, потому
что не чувствовали ничего, что надобно было обуздывать.
Вопрос, как они рождали детей, был уже рассмотрен
раньше; во всяком случае, надобно думать, не так, как
они начали рождать после, когда за учиненным преступ-
лением последовало предизреченное отмщение, хотя, впро-
чем, еще раньше, чем они начали умирать, зародыш смерти
по справедливому закону отражения уже начал производить
в теле ослушавшихся людей возмущение непослушных
членов. Но Адам и Ева не были еще такими, когда оба
были наги и не стыдились.
Глава II
"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал
Господь Бог". Хитрейшим или, как можем прочесть во
многих латинских кодексах, мудрейшим он назван в пере-
носном смысле слова (а не в собственном, в каком
понимается добрая сторона мудрости Бога, или ангелов,
или разумной души) подобно тому, как мы называем
мудрыми пчел и даже муравьев за их действия, представ-
ляющие подобие мудрости. Впрочем, змей этот может быть
назван мудрейшим из всех зверей не по своей неразумной
душе, а по чужому, т. е. диавольскому духу. Ибо хотя
ангелы-отступники и свергнуты с горних седалищ за свою
извращенность и гордость, однако по своему уму они
гораздо выше всех зверей.
И что удивительного в том, что диавол, исполнив змея
своим инстинктом и сообщив ему свой дух, каким обык-
новенно исполняет он демонских пророков, сделал его
мудрейшим из всех зверей, живущих сообразно с живой
и неразумной душою? Ибо метафорически мудрость име-
нуется в дурном смысле так же, как хитрость — в добром;
хотя в собственном и наиболее употребительном в латинс-
ком языке значении мудрыми называются в похвальном
смысле, а под хитрыми разумеются умные — в дурном.
Поэтому во многих наших кодексах этот змей назван
587