Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
стороне, и только факт крещения младенцев несколько
склоняет чашу весов в пользу мнения тех, которые пола-
гают, что души творятся от родителей. Пока что мне
трудно что-либо сказать по этому поводу, но если Бог
изволит открыть мне нечто впоследствии, не сочту за труд
тут же сообщить об этом людям, интересующимся подоб-
ного рода предметами. В настоящем же случае я наперед
заявляю, что нельзя считать факт крещения младенцев
настолько малозначительным, чтобы его не стоило иссле-
довать.
Об этом предмете или совсем не нужно поднимать
вопроса, считая для нашей веры достаточным знать, куда
мы пойдем после благочестивой жизни, если даже и не
будем знать, откуда явились; или же, если разумная душа
стремится знать о себе и это, пусть отбросит дерзость
утверждения, запасется тщанием исследования, смирением
прошения и постоянством того стучания, благодаря кото-
рому "откроется"; так что если она может объяснить нам
это, то умение дает ей Тот, кто лучше нас знает, что
требует для нас объяснения, т. е. Тот, кто дает даяния
блага чадам Своим (Мф. VII, 7, II). Однако, обычай
матери-Церкви крестить младенцев ни в коем случае не
следует из-за этого ни отметать, ни мыслить излишним,
а надобно считать его не иначе, как апостольским пре-
данием. Ибо и этот малый возраст имеет значение сви-
детельства, так как он первый удостоился пролить за
Христа свою кровь.
Глава XXIV
Я советовал бы тем, которые держатся мнения, что
души происходят от родителей, обратить, насколько для
них это возможно, внимание на самих себя и думать так,
что их души — не тела. Ибо нет более близкой природы,
внимательно всматриваясь в которую можно было бы и
Бога, неподвижно пребывающего превыше всей Своей
твари, мыслить бестелесным образом, как природа, сот-
воренная по Его образу, и, наоборот, вполне логично,
считая, что душа — тело, полагать, что и Бог — тело.
580