Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/581"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
может происходить то, что мы сказали о плоти (буде
сказанное нами понято), то душа Христа явилась путем
перехода так, что не принесла с собою пятна непослушания;
а если путем перехода она не могла явиться без этой
* подсудности, значит — явилась не путем перехода. Что
же касается происхождения остальных душ, то пусть те,
кому это нравится, спорят до хрипоты, от родителей ли
они, или свыше; я же пребываю пока в сомнении и
иногда склоняюсь в пользу одного мнения, иногда —
другого; но я не верю и никогда не поверю, что душа
— это или тело, или какое-нибудь телесное свойство, или
некое согласие, если так можно перевести греческое слово
yctpnovict.
Глава XXII
Не следует упускать из виду другое свидетельство,
которое могут привести в свою пользу те, которые полагают,
что души являются свыше, а именно — слова самого
Господа: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное
от Духа есть дух" (Иоан. III, 6). Что, скажут они, еще
надо для того, чтобы понять: душа не может рождаться
от плоти! Ибо что такое душа, как не дух жизни, хотя
и сотворенный, а не творческий? А что же, возразят им
другие, разве мы говорим иное, когда утверждаем, что
плоть происходит от плоти, а душа — от души? Ибо
человек состоит из того и другого; вот мы и думаем, что
от него происходит и то и другое: плоть — от плоти
производящего, а дух — от духа похотствующего; не надо
при этом забывать и того, что Господь говорил эти слова
не о плотском рождении, а о духовном возрождении.
Глава XXIII
Итак, исследовав, насколько это позволили обстоятель-
ства, вышеприведенные места священного Писания, я
сказал бы, что все частные пункты доводов и свидетельств
равным образом благоприятствуют как той, так и другой
579