Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ума, лекарство — в том, что без участия похоти в одной
телесной материи, действием божественного зачатия и
образования, заимствовано от Девы для безвинного поне-
сения смерти и неложного примера воскресения. Поэтому,
думаю, даже и сами защитники перехода душ согласятся,
что душа Христа явилась не путем перехода от первой
души-ослушницы, ибо, по их мнению, от семени отца в
соитии изливается и семя души (а такого рода зачатия
чужд Христос); согласятся также они и с тем, что если
бы Он был в Аврааме по душе, то и Он дал бы десятину,
но Писание свидетельствует, что Он не дал десятины,
полагая в этом различие Его священства от священства
левитского.
Глава XXI
Но, может быть, нам возразят: почему же Он не мог
быть в чреслах Авраама по душе без дачи десятины подобно
тому, как мог быть там по телу и не дать десятины? Да
потому, что и те, которые считают душу телом (а из их
числа преимущественно и выступают сторонники утверж-
дения, что душа творится от родителей), не допускают
мысли, чтобы простая субстанция души увеличивалась с
телесным ростом. В телесном семени может быть невидимая
сила, которая бестелесным образом отличаема не глазами,
а умом от телесности, доступной нашему зрению и ося-
занию; сама же величина человеческого тела, несравненно
превышающая меру семени, достаточно показывает, что
из него может происходить только нечто такое, что со-
держит в себе не семенную силу, а лишь телесную
субстанцию, которая свыше, а не от вступающих в соитие,
и была получена и образована в плоть Христову. Но кто
же может утверждать о душе, что она имеет и то и другое,
т. е. и видимую материю семени, и его скрытое начало?
Впрочем, к чему трудиться над предметом, в котором
словами едва ли кого можно убедить, кроме разве человека
с таким острым умом, который мог бы наперед понять
мысль говорящего, не ожидая полного ее выражения
словами? Скажу поэтому кратко, что если и с душою
578