Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
92. Все же неосвобожденные единым Ходатаем Бога и
человеков из той массы погибели, какая произошла от
первого человека, хотя и воскреснут каждый со своею
плотью, но для наказания с дьяволом и ангелами его. А
воскреснут ли они с недостатками и уродствами своих
тел, какие бы испорченные и уродливые члены ни имели
ранее, нужно ли утруждать себя решением подобного
вопроса? Для нас должна быть безразлична сомнительная
внешность или красота тех, чьим уделом будет несомненное
и вечное осуждение. И не может интересовать нас, каким
образом у них будет что-то нетленным, если оно будет
испытывать страдание, или каким образом что-то тленно,
если не будет в состоянии умереть. Ибо истинная жизнь
есть только там, где — жизнь блаженная, и истинное
нетление есть только там, где благоденствие не нарушается
никаким страданием. Где же несчастному не позволяется
умирать, там и сама смерть не умирает, и где беспрерывная
скорбь не прекращается, там не оканчивается и само
тление. Это в Священном Писании называется "второй
смертью" (Апок. И, 11 и XX, 6 — 14).
93. Однако, если бы никто не согрешил, у человека
не было бы ни первой смерти, когда душа вынуждена
оставлять свое тело, ни второй, когда душе не позволяется
оставлять наказанное тело. Самое легкое наказание будет
тем, которые ни одного греха не прибавили к первородному
греху; из остальных же, которые прибавили, каждый полу-
чит там осуждение настолько более терпимое, насколько
меньшее нечестие проявил здесь.
94. Итак, когда отверженные ангелы и люди будут
оставлены в вечном наказании, тогда святые будут полнее
знать, какое благо принесла им благодать. Тогда самими
делами очевиднее откроется то, что написано в псалме:
"милость и суд воспою Тебе, Господи" (Пс. С, 1), потому
что никто не спасается иначе, как по незаслуженной
милости, и никто не осуждается иначе, как заслуженным
судом.
95. Тогда не будет скрыто то, что скрыто теперь, когда
из двух детей один должен был быть взят по милости,
другой должен был быть оставлен по суду, причем тот,
56