Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/579"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
это опираясь на приведенное свидетельство показать, что
душа Христа не участвует в такого рода переходе.
Найдутся, пожалуй, такие, которые возьмутся ответить
за всех остальных и скажут, что для меня немаловажным
затруднением является то, что хотя души людей не нахо-
дятся в чреслах их отцов, однако Левий находился в
чреслах Авраама по семенному началу, по которому он
должен был родиться от матери вследствие соития роди-
телей; но Христос, выходит, там не был, хотя плоть Марии
и находилась по этому началу в чреслах Авраама. Поэтому
ни Левий, ни Христос по душе не были в чреслах Авраама,
по плоти же были, как Левий, так и Христос, но Левий
— по плотской похоти, а Христос — по телесной субс-
танции. Ибо если в семени заключается и видимая те-
лесность и невидимое начало, в таком случае как то, так
и другое от Авраама и даже от самого Адама доходят до
тела Марии, потому что и оно зачато таким же образом;
но Христос видимую субстанцию тела заимствовал от плоти
Марии, между тем как причина Его зачатия получена не
от мужского семени, а совершенно иначе и свыше. Отсюда,
Он находился в чреслах Авраама по тому, что получил
от матери.
Итак, дал в Аврааме десятину тот, кто хотя только по
плоти, но находился в его чреслах так же, как сам Авраам
находился в чреслах своего отца, т. е. кто родился от
отца Авраама точно так же, как родился и сам Авраам,
а именно: по действию закона, противостоящего в членах
закону ума, и невидимой похоти, хотя чистые и добрые
права брака не мешают этому закону иметь свое значение,
насколько с его помощью люди могут достигать возмещения
рода; но не дал десятины тот, плоть которого заимствовала
от Авраама не язву воспаленной раны, а материю для
врачевания. Ибо если дачу десятины мы отнесем к пред-
изображению врачевания, то в плоти Авраама давалось то,
что требовало лечения, а не само лечение. А такова плоть
не только Авраама, но и самого первого земного человека:
она в одно и то же время заключает в себе и язву
неповиновения, и лекарство от этой язвы: язву непо-
виновения — в законе, противостоящем в членах закону
577