Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/578"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:
ибо он был еще в чреслах отца, когда Мельхиседек встретил
его" (VII, 4 — 10).
Итак, если для определения, насколько священство
Христа превосходит священство левитское, имеет значение
и то, что священник Христос предизобр^жался тем, кто
получил десятину от Авраама, в котором дал десятину и
Левий, то Христос, понятно, не дал десятины в лице
Авраама. Но если Левий дал десятину потому, что находился
в чреслах Авраама, то Христос не дал десятины потому,
что не был в чреслах Авраама. Между тем, если Левий
был в Аврааме не по душе, а только по плоти, то там
же был и Христос, так как и Христос по плоти — от
семени Авраама; следовательно, и Он дал десятину. Почему
же в пользу великого различия священства Христа от
левитского священства приводится то обстоятельство, что
Левий дал десятину Мельхиседеку, так как находился в
чреслах Авраама, где был и Христос, следовательно, оба
они дали десятину, — почему, если не потому, что Христос,
следует думать, в некотором отношении в Аврааме не
был? А кто же станет отрицать, что по плоти Он был в
нем? Значит, Он не был в нем по душе. Итак, душа
Христа явилась не путем перехода от непослушания Адама,
иначе и она была бы в Аврааме.
Глава XX
Здесь вступают защитники перехода душ и говорят, что
их мнение получает подтверждение, коль скоро Левий и
по душе был в чреслах Авраама, в котором он дал десятину
Мельхиседеку, так что именно этим обстоятельством дачи
десятины и определяется различие между ним и Христом,
а именно: так как Христос не дал десятины, и однако
по плоти был в чреслах Авраама, то остается заключить,
что по душе Он там не был, а отсюда следует, что Левий
был в чреслах Авраама по душе. Меня это мало касается:
я скорее готов слушать прения обеих сторон, чем защищать
мнение какой-либо одной из них. Все, чего я хочу —
576