Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Наконец, если бы у меня спросили, откуда Иисус
Христос получил душу, то я предпочел бы здесь сам
поучиться у людей более ученых и достойных, чем я; со
своей стороны, скорее отвечу так: "Оттуда, откуда и Адам",
чем: "От Адама". Ибо если взятая от земли персть, из
которой раньше никто из людей не был образован, за-
служила быть одушевленной свыше, то не тем ли более
этого заслужило тело, взятое от плоти, из которой вторично
никто из людей не был образован, получив "душу благую"?
В первом случае был воздвигнут тот, кто должен был
пасть, во втором — Тот, Кто пришел восстановить. И,
может быть, слова: "получил (sortitus sum) душу благую"
(если только эти слова надобно понимать в приложении
к Нему) сказаны потому, что то, что дается по жребию
(sorte), дается, как правило, свыше; а может быть, так
надобно было сказать для того, чтобы даже и эту душу
не считать поставленною некоторыми предшествовавшими
делами на такую высоту, что с нею именно Слово стало
плотью и обитало среди нас (Иоан. I, 14), т. е. о жребии
сказано лишь затем, чтобы устранить всякое предположение
о предшествовавших заслугах.
Глава XIX
В послании к Евреям есть одно место, заслуживающее
тщательного рассмотрения. Это — когда по поводу Мельхи-
седека, который был как бы образом будущего, (апостол)
отличает священство Христа от священства левитского и
говорит: "Видите, как велик тот, которому и Авраам
патриарх дал десятину из лучших добыч своих. Получающие
священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать
по закону десятину с народа, то есть, со своих братьев,
хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не
происходящий от рода их, получил десятину от Авраама
и благословил имевшего обетования. Без всякого же пре-
кословия меньший благословляется большим. И здесь
десятины берут человеки смертные, а там имеющий о себе
свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий,
19 3ак. 3645
575