Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
моей бросают жребий" (Пс. XXI, 18, 19), что в собственном
смысле приличествует Ему одному, и еще Он говорит:
"Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки
от спасения моего слова вопля моего" (Пс. XXI, 2), что
уже приличествует Ему в том только смысле, что Он
преобразует тело смирения нашего, ибо мы — члены Его
тела; и так как в самом Евангелии говорится, что отрок
"преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога
и человеков" (Лук. II, 52); то, если и слова, читаемые в
книге Премудрости, могут быть прилагаемы к Господу
ради уничиженного зрака раба и единства тела Церкви со
своим Главою, то действительно, кто может быть умнее
того Отрока, премудрость которого еще в двенадцать лет
приводила в удивление старцев? что лучше той души,
относительно которой, хотя бы утверждающие переход душ
оказались победителями не только в споре, но и в дока-
зательствах, кто-либо осмелится думать, что и она про-
изошла от первой души-ослушницы, ибо в этом случае
через непослушание одного оказался бы грешником и сам
Тот, послушанием Которого многие, очистившись от вины,
стали праведниками? что чище угробы той Девы, плоть
которой, хотя она и происходит от греховного источника,
но зачала не от греховного, ибо в противном случае и
тело Христа в утробе Марии порождено было бы тем
законом, который, будучи заложен в членах смертного
тела, противостоит закону ума и, обуздывая который,
святые отцы, состоявшие в супружеском союзе, хотя и
разрешали его, но не допускали его страстного возбуж-
дения? Поэтому тело Христа, хотя и получено от плоти
жены, зачатой от греховного источника, однако, будучи
зачато иначе, не было плотью греха, а лишь подобием
плоти греха. Ибо Он получил от нее не подсудность
смерти, которая обнаруживается в невольном, хотя и
превозмогаемом волею, плотском движении, которому про-
тивится дух, но получил то, что заразе ослушания не
подлежало, а довлело к разрушению недолжной смерти и
показанию бессмертия, а это имеет значение для нас в
том отношении, что мы не должны бояться смерти и
чаять воскресения.
574