Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/575"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
происходят от одной, если только это их мнение не
опровергается или какими-нибудь ясными и согласными
со священным Писанием данными, или же авторитетом
самих этих Писаний.
Глава XVII
Посмотрим же теперь, что означает изречение, приве-
денное в книге Премудрости, где сказано об отроке,
который "получил душу благую" (VIII, 19). По-видимому,
это свидетельство благоприятствует тем, которые говорят,
что души творятся не от родителей, а посылаются в тело
Богом; но, с другой стороны, оно им и неблагоприятно,
так как с их точки зрения души, посылаемые Богом, или
проистекают из одного источника как своего рода ручейки,
или творятся одинаковой природы, а не так, что одни
добрые или более добрые, а другие — недобрые или менее
добрые. Откуда же являются они более или менее добрыми,
если не становятся такими вследствие своих нравов и
согласно со свободным выбором своей воли? Но прежде,
чем души входят в тела, не существует никакого действия
отдельных душ, которыми бы различались их нравы. Так
отчего же возможно такое разделение? Таким образом,
приведенные слова из книги Премудрости в целом не
вредят ни сторонникам одной точки зрения, ни почитателям
другой.
Глава XVIII
Если бы мы захотели это изречение отнести к воче-
ловечиванию Господа, то не смогли бы не заметить, что
там есть слова, не соответствующие Его превосходству,
например, что "отрок" от семени мужа в крови сгустился
(VII, 2), каковой способ рождения чужд родившемуся от
Девы, которая зачала плоть Христа не от семени мужа,
в чем не сомневается ни один христианин. Но так как
и в псалмах, в которых Он говорит о Себе: "Можно было
бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из
меня зрелище; делят ризы мои между собою, и об одежде
573