Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
души, в том числе и души младенцев, необходимость в
таинстве крещения имеют потому, что феховная зараза
от феховной плоти, облекающей душу, внедряясь в нее
через телесные органы, будет ей вредить и по смерти,
если она еще при жизни в сей плоти не очищена будет
таинством Ходатая; а эта помощь свыше^ даруется той
душе, о которой Бог наперед знает, что, достигнув лет,
способных к вере, она будет жить благочестиво (или жила
бы так, если бы достигла), для чего, собственно, Он и
позволил ей родиться в теле, — если, говорю, они ответят
на этот вопрос таким образом, то что же можно сказать
против них, кроме разве того, что мы остаемся в неиз-
вестности насчет спасения и тех, которые, проведя насто-
ящую жизнь добродетельно, почили в мире Церкви, раз
каждый подлежит суду не только за то, как жил, но и
за то, как жил бы, если бы прожил дольше.
В глазах Божиих имеют значение не только прошлые,
но и будущие преступления, от ответственности за которые
не освобождает и смерть, если она наступает раньше, чем
они совершены; нет пользы и тому, кто восхищается из
этой жизни прежде, чем злоба изменит разум его. Ибо
Бог, зная наперед его будущую злобу, будет судить его за
эту злобу, коль скоро благоволил через крещение доставить
пользу душе младенца, дабы не повредила ей полученная
от греховной плоти скверна, потому что наперед знал, что
она, если проживет дольше, будет жить благочестиво и
верно? Но насколько такого рода суждение не противоречит
апостолу, который, останавливая внимание на спасающей
нас благодати, говорит: "Как в Адаме все умирают, так
во Христе все оживут" (I Кор. XV, 22) и еще: "Как
непослушанием одного человека сделались многие греш-
ными, так и послушанием одного сделаются праведниками
многие" (Рим. V, 19)? Желая показать, что под этими
грешниками разумеются не некоторые из людей, а все,
он также сказал: "В нем все согрешили" (Рим. V, 12),
что подразумевает, очевидно, и души младенцев, в виду,
с одной стороны, того, что сказано "все", а с другой —
того, что над младенцами совершается крещение, как не
без основания и полагают те, которые думают, что души
572