Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/573"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Этого, признаюсь, я еще нигде не слышал и не читал.
Из-за этого, конечно, не следует сразу же бросать само
дело, ибо со временем, как знать, может и представится
что-нибудь такое, что могло бы ему помочь. Пока же они
могут сказать так: Бог, зная наперед, как будет жить
каждая душа, если будет оставаться в теле дольше, заботится
о совершении спасительной бани над тою, о которой
предвидит, что она будет благочестивой, когда достигнет
лет, способных к вере, если только по какой-либо сок-
ровенной причине не предварит их смертью.
Итак, человеческому, моему, по крайней мере, разу-
мению совершенно непонятна причина, для чего рождается
младенец, который сейчас же или вскоре должен будет
умереть, но сокрыта она так, что это обстоятельство не
дает перевеса ни тому, ни другому из тех мнений, разбором
которых мы в настоящем случае заняты. Ибо если отвер-
гнуть мнение, по которому души посылаются в тела за
заслуги предшествовавшей жизни, так что скорейшего
разрешения, казалось бы, заслуживает душа мало сог-
решившая, — отвергнуть из опасения противоречить апос-
толу, по свидетельству которого еще не родившиеся не
совершили ничего доброго или худого, то не могут объяс-
нить, почему смерть одних наступает раньше срока, а
других — позже, ни те, которые утверждают, что души
переходят от родителей, ни те, по мнению которых в
каждом отдельном случае даются новые души. Таким
образом, причина эта, по-моему, одинаковым образом и
тем и другим ни благоприятствует, ни противоборствует.
Глава XVI
Поэтому, если те, кто по поводу смерти младенцев
задаются вопросом, почему таинство крещения необходимо
для всех, коль скоро души происходят не от той души,
преступлением которой многие стали грешниками (Рим.
V, 19), на этот вопрос ответят так, что все сделались
грешниками по плоти, а по душе только те, которые жили
худо в то время, когда могли бы жить хорошо; все же
571