Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/571"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
он оправдаться послушанием одного человека, если не
виновен в непослушании другого? Так говорят те, по
мнению которых души людей творятся только от родителей,
а не Творцом-Богом. Но ведь и тела творят не только
родители, хотя и не один Тот, который говорит: "Прежде
нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя" (Иер.
I, 5).
Глава XIV
На это следует ответить так, что Бог дает телам людей
каждый раз новые души для того, чтобы в греховной
плоти, происходящей от первородного греха, они доброй
жизнью и покорением плотских похотей сладостным игом
благодати Божией снискали награду, дабы вместе с тем
наследовать в день воскресения лучшую участь и жить
вечно с ангелами во Христе. С земными и смертными,
происходящими от греховной плоти членами они должны
быть удивительным образом соединены для того, чтобы
могли сначала оживлять их, а затем, по мере взросления,
и управлять ими: это для душ как бы состояние забытья.
Если бы это состояние было для них безысходным, его
надлежало бы приписать Творцу. Но так как, понемногу
приходя от этого забытья как бы в себя, душа может
обратиться к своему Богу и заслужить Его милосердное
прощение и истину сначала самим благочестием своего
обращения, а затем постоянством в исполнении Его за-
поведей, то чем может повредить ей временное погружение
в этот как бы сон, пробуждаясь от которого к свету
разумения, для чего и создана разумная душа, она может
по доброй воле избрать добродетельную жизнь, впрочем,
не иначе, как при помощи благодати Ходатая? Если человек
этого не делает, он не только по плоти, но и по духу
— Адам; живя же правильно по духу, он очистит от
греховной скверны и то, что досталось ему предосуди-
тельного от Адама.
Но прежде чем с возрастом он сможет жить по духу,
для него необходимо таинство Ходатая, дабы то, чего он
не может еще сделать по своей вере, совершалось верою
569