Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/57"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
того, из чего они состояли, заботясь при этом о гармонии
и благообразности.
90. Глупо было бы также думать, что строение тел у
воскресших будет сильно разниться, что худые воскреснут
с той же самой худобой или полные с той же самой
тучностью. Но если в план Творца входит сохранить
свойства и отличительные черты каждого в его лице, то
остальные качества тел будут у всех одинаковыми и
наилучшими. Если все же и в телах воскресших будет
оправдываемая разумом неравность, наподобие неравности
голосов при гармонии звуков, то она будет у каждого из
вещества его собственного тела; это и человека приобщит
ангельским соборам, и не внесет ничего несогласного с
их образом мысли. Непристойного там ничего не будет,
но что будет, то будет прилично, потому что, в противном
случае, оно там бы и не было.
91. Итак, тела святых воскреснут без всякого недостатка,
без всякого уродства, без всякого тления, без чего-либо
тяжелого и неудобного; в них будет столько легкости,
сколько и блаженства. Поэтому они не названы духовными,
так как, несомненно, будут телами, а не духами. Но как
теперь тело называется душевным, хотя оно есть тело, а
не душа, так и тогда будет духовное тело, и однако же
будет телом, а не духом (I Кор. XV, 44). Также, что
касается тления, которое теперь отягощает душу (Прем.
IX, 15), и пороков, которыми плоть вожделеет против
духа, то тогда не будет плоти, но тело (Гал. V, 17).
Поэтому сказано: "Плоть и кровь царствие Божие не
наследуют" (1 Кор. XV, 50). И как бы поясняя, что сказал,
говорит: "И тление не наследует нетление". Что прежде
назвал "плоть и кровь", то потом называет "тление", и
о чем прежде говорит "Царствие Божие", то потом называет
"нетлением". По существу же и тогда будет плоть. Потому
и после воскресения тело Христа названо плотью (Лук.
XXIV, 39). Но апостол говорит: "Сеется тело душевное,
восстает тело духовное" (I Кор. XV, 44) потому, что тогда
будет такое согласие плоти и духа, что в нас не будет
совсем противоборства нам же самим; но как извне, так
и внутри нас мы не будем иметь никаких врагов.
55