Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/569"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
и через ухо слышит, и через глаз видит скорее сама душа?
В том же роде мы говорим: 'Тука твоя помогает человеку",
когда простертою рукою дается что-нибудь такое, что
помогает ближнему. А если даже и об очах веры, которыми
усвояется способность веровать в то, что невидимо, сказано:
"И узрит всякая плоть спасение Божие" (Лук. III, 6), —
узрит, конечно, душою, которою оживляется плоть, так
как благоговейно созерцать Христа через нашу плоть, то
есть через ту форму, которою Он ради нас был облечен,
относится не к похоти, а к служению, оказываемому
плотью душе, — то гораздо уместнее сказать, что плоть
желает противного духу, когда душа не только сообщает
плоти животную жизнь, но и желает чего-либо сообразно
с плотью; потому что не в ее власти — не желать таким
образом, пока живет некая неотразимая прелесть плоти в
сем смертном теле, проистекающая из наказания за тот
грех, откуда и ведем мы свое начало, по которому все
мы до благодати — чада гнева. Состоящие под благодатью
воинствуют против этого греха не затем, чтобы его не
было в их теле, доколе оно настолько смертно, что
справедливо называется даже и мертвым, а затем, чтобы
он не царствовал над ними. А он уже не царствует над
ними, когда их тело не повинуется его желаниям, т. е.
тем желаниям, которые по плоти противятся духу. Поэтому
апостол не сказал: "Да не будет греха в вашем смертном
теле" (ибо он знал, что природе, поврежденной первым
преступлением, присуще греховное услаждение, что, соб-
ственно, он и называет грехом), но: "Да не царствует грех
в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в
похотях его" (Рим. VI, 12).
Глава XIII
Оставаясь при этом мнении, мы, с одной стороны, не
высказываем такой крайне нелепой мысли, что плоть
похотствует без души, с другой — не соглашаемся с
манихеями, которые, видя, что плоть не может похотст-
вовать без души, пришли к мысли, что плоть имеет
567