Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/567"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава XI
Рассмотрим теперь, подтверждает ли то и другое мнение
изречение: "Как одним человеком грех вошел в мир, и
грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков,
потому что в нем все согрешили", и несколько дальше:
"Как непослушанием одного человека сделались многие
грешными, так и послушанием одного сделаются правед-
ными многие" (Рим. V, 12, 19). Защитники происхождения
душ от родителей стараются подкрепить свое мнение этими
словами апостола таким образом: "Если греховной может
быть только плоть, то, понятно, эти слова не означают,
что душа происходит от родителей, но если, пускай и по
подстрекательству плоти, грешит именно душа, то в чем
смысл слов: "В нем все согрешили", если и душа не
происходит, как плоть, от Адама? Или каким образом
из-за ослушания Адама сделались многие грешниками,
если они в нем были только по плоти, а не по душе?"
И в самом деле, надобно опасаться, как бы кому-либо
не показалось, что или Бог — виновник греха, если Он
дает душу такой плоти, в которой она по необходимости
грешит, или что кроме души Христа существует и другая,
для освобождения которой от греха не необходима хрис-
тианская благодать, так как она не согрешила в Адаме,
если сказано, что в нем все согрешили только по плоти,
от него сотворенной, а не по душе; это, конечно же,
противно той церковной вере, что родители стремятся к
получению благодати святого крещения даже со своими
малыми детьми и младенцами. Но если в детях иго греха
разрешается в плотской, а не в духовной природе, то
естественно спросить, какой будет вред, если они оставят
тело в этом возрасте, не получив крещения? Далее, если
этим таинством доставляется польза телу, а не душе, то
следовало бы крестить и мертвых; но поскольку по цер-
ковному обычаю сие таинство производится только над
живыми, мы можем объяснить себе этот обычай лишь
так, что каждый младенец — не что иное, как Адам
телом и душой, а потому и необходима для него благодать
Христа. Ибо сам по себе этот возраст не делает ничего
565