Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и дух возвращается не к людям, от коих он был перелит,
а к Богу, от которого был дан первой плоти".
Но из этого свидетельства недвусмысленно явствует,
что Бог сотворил душу и дал ее первому человеку не из
какой-нибудь уже созданной твари, как тело — из земли,
а из ничего; а потому, когда она возврвщается, то не
имеет куда возвратиться, кроме как к Творцу, который и
дал ее, а не к твари, ибо она — из ничего; итак,
возвращаясь, она возвращается к Творцу, коим сотворена
из ничего. Ибо не все и возвращаются; есть такие, о коих
говорится: "Дыхание, которое уходит и не возвращается"
(Пс. LXXVII, 39).
Глава X
Трудно собрать все свидетельства священного Писания
относительно этого предмета, а если бы мы взялись не
только припомнить их, но и исследовать, то это крайне
бы затянуло нашу речь; причем, если бы они не предс-
тавляли чего-нибудь настолько несомненного, насколько
несомненными представляются показания, что душу сот-
ворил Бог, или что Он дал ее первому человеку, я все-таки
не осмелился бы сказать, каким образом должен был бы
разрешиться этот вопрос на основании свидетельства бо-
жественных изречений. Ибо если бы было написано, что
Бог вдунул дыхание и в лице жены и она стала "душею
живою", то это, несомненно, подкрепило бы нашу веру
в то, что душа каждой образуемой человеческой плоти
дается не от родителей; но и в этом случае нам все еще
желательно было бы знать, какого мнения мы должны
держаться относительно потомства, происходящего обыч-
ным для нас способом; ибо (первая) женщина была
сотворена иначе, а потому можно было бы сказать, что
душа была дана Еве свыше, а не от Адама потому, что
она не произошла от него как его потомство. Но если
бы Писание упомянуло, что тот человек, который от них
был рожден первым, свою душу получил не от родителей,
а свыше, это необходимо было бы разуметь уже относитель-
но всех прочих, хотя бы Писание на этот счет и молчало.
564