Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Со своей стороны, я склонен думать, что лучше понимать
это как сказанное о благодати, которою мы внутренне
обновляемся. В самом деле, дух всех, обуянных гордыней
и превозносящихся своею тщетностью, некоторым образом
отнимается, когда они совлекаются ветхого человека и,
отрешившись суетности, укрепляются на пути совершен-
ствования, говоря Господу: "Он знает состав наш, помнит,
что мы — персть" (Пс. СИ, 14). Взирая очами веры на
правду Божию, чтобы, "не разумея праведности Божией"
не желать "поставить собственную праведность" (Рим. X,
3), они, как говорит Иов, переводят свой взор на себя
самих, уничижаются и считают себя землей и пеплом, а
это и значит — "возвращаться в свою персть". Получив
же от Духа Божия, говорят: "И уже не я живу, но живет
во мне Христос" (Гал. II, 20). Так через благодать Нового
Завета обновляется лице земли благодаря многочисленности
святых!
Глава IX
Даже написанное у Екклесиаста: "И возвратится прах
в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который
дал его" (XII, 7) не благоприятствует одному из этих
мнений вопреки другому, а мирится с обоими. Ибо когда
одни говорят: "Этим изречением оправдывается мысль,
что душа дается не от родителей, а от Бога, так как по
обращении персти, т. е. плоти, созданной из персти, в
свою землю, дух возвращается к Богу, который дал его",
другие отвечают: "Несомненно, так. Дух возвращается
действительно к Богу, который даровал его первому че-
ловеку, когда вдунул в лице его, — возвращается после
того, как персть, т. е. человеческое тело, обращается в
землю, из которой и сотворена первоначально. Не к
родителям же должен возвратиться дух, хотя он и от них
творится из того духа, который был дан первому человеку,
как и плоть после смерти не возвращается к родителям,
от коих, как это известно всем, она происходит. Отсюда,
как плоть возвращается не к людям, от коих она сотворена,
а в землю, из которой образована первому человеку, так
563