Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
еще во чреве Ревекки, говорит, что они, еще не будучи
рождены, не могли сделать ничего доброго или худого,
почему и утверждается, что "не от дел, но от Призыва-
ющего, — сказано было ей: "больший будет в порабощении
у меньшего" (Рим. IX, 12).
Поэтому оставим пока это свидетельство, ибо нельзя
не обратить внимания и на тех, которые полагают, что
это изречение говорит о душе Ходатая Бога и людей,
человека Иисуса Христа. Если будет нужно, рассмотрим
после, что оно означает, и если окажется, что это изречение
нельзя прилагать ко Христу, то исследуем, как нам надлежит
его разуметь, чтобы не стать в противоречие с апостольской
верою и при этом продолжать думать, что души имеют
некоторые заслуги за свои дела прежде, чем начинают
жить в телах.
Глава VIII
Обратим теперь внимание на то, в каком смысле
сказано: "Отнимешь дух их — умирают, и в персть свою
возвращаются. Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты
обновляешь лице земли" (Пс. ОН, 29, 30). Похоже,
изречение это говорит в пользу тех, по мнению которых
души, как и тела, творятся от родителей, если понимать
его в том смысле, что дух называется здесь "их духом"
потому, что они получают его от людей; когда же умирают,
дух уже не может быть возвращен им людьми, чтобы они
воскресли, ибо он теперь исходит не от родителей, как
при рождении, а возвращается Богом, воскрешающим
мертвых. Поэтому, один и тот же дух назван и "их",
когда они умирают, и Божиим, когда воскресают. Но так
как и те, по мнению которых души посылаются не от
родителей, а от Бога, могут понимать это изречение в
том смысле, что дух называется "их", когда они умирают,
ибо он в них был и из них вышел, а Божиим, когда
воскресают, ибо он от Бога посылается и от Него же
возвращается, то ясно: и это свидетельство не противоречит
ни тем, ни другим.
562