Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/563"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Сюда же, полагаю, относится и изречение: "Господь...
образовавший дух человека внутри его" (Зах. XII, 1), ибо
одно — послать созданную душу, а другое — создать ее
в самом человеке, т. е. восстановить и обновить. Но если
даже понимать это изречение не в смысле благодати,
которой мы обновляемся, а в смысле природы, в которой
рождаемся, оно все равно не противоречит ни одному из
мнений, так как Бог или из одной души первого человека
творит в человеке как бы семя души, чтобы оно оживляло
тело, или же не из этого, а из какого-либо другого начала
Он же вливает в тело дух жизни через смертные органы,
чтобы стал человек "душею живою".
Глава VII
Более тщательного рассмотрения требует место из книги
Премудрости, где сказано об отроке, который "получил
душу благую" непосредственно в тело (VIII, 19). По-
видимому, это место говорит скорее в пользу того мнения,
что души происходят не от одной души, а являются в
тела свыше. Но что же значат слова: "Получил душу
благую"? Выходит, что или в источнике душ, буде есть
таковой, одни души благи, а другие — нет, и что они
выходят оттуда по некоему жребию такими, какие и кому
из людей предопределены, или же что Бог во время
зачатия и рождения делает одни души добрыми, а другие
— недобрыми, и, таким образом, они образуются в каждом
как бы по случайному жребию. Но еще было бы удивитель-
ней, если бы это место благоприятствовало тем, которые
полагают, что души, сотворенные где-то, посылаются Богом
каждая в свое тело, а не тем, которые утверждают, что
души посылаются в тела сообразно с заслугами своих дел,
которые они совершили прежде телесной жизни. Ибо
почему одни из них входят в тела добрыми, и другие —
недобрыми, если не по своим делам? Во всяком случае
— не по природе, в которой они создаются тем, Кто все
природы творит добрыми. Но не будем противоречить
апостолу, который, ведя речь о близнецах, находившихся
561