Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ходит от субстанции Бога так же, как произведено было
дуновение четырех ветров из природы мира; думаю, впро-
чем, что само это дуновение было одно, а означало собою
другое, как это можно заключить из примера дуновения,
изшедшего из тела Господа, хотя пророк Иезекииль в
настоящем случае под образом откровения созерцал не
воскресение плоти, каким оно будет, а неожиданное вос-
становление отчаявшегося народа духом Господним.
Глава VI
Теперь посмотрим, какому мнению более благопри-
ятствуют божественные свидетельства — тому ли, что Бог
сотворил одну душу, дал ее первому человеку и от нее
начал творить остальные, как из его тела — все остальные
тела, или же тому, что Он творит для каждого человека
свою особую душу, как одну из них сотворил для первого
человека, а не от нее — все прочие. В самом деле,
сказанное Богом через пророка Исайю: "Всякое дыхание,
Мною сотворенное" (Ис. LVII, 16) (а что это сказано о
душе, достаточно ясно показывают дальнейшие слова)
может быть понято в смысле и того, и другого мнения.
Ибо несомненно, что все души творит Бог или от одной
души первого человека, или же из каких-либо только Ему
ведомых тайников. Равным образом, и написанное: "Он
создал сердца всех их" (Пс. XXXII, 15), если под сердцами
мы будем разуметь души, не противоречит ни тому, ни
другому из тех мнений, которые мы в настоящем случае
имеем в виду, хотя, по-моему, слова эти скорее имеют
отношение к тому обновлению по образу Божию, которое
сообщается нашим душам благодатью. Поэтому апостол
говорит: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие
не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.
Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на
добрые дела" (Еф. II, 8 — 10). Ведь не станем же мы
думать, что благодатью творятся или образуются наши
тела, но как написано в псалме: "Сердце чистое сотвори
во мне, Боже" (Пс. L, 12).
560