Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сотворено из ничего по совершении тех дел, в коих Бог
совершил все разом, весьма несообразно, и я не знаю,
как можно это доказать на основании ясных свидетельств.
Да от нас и не следует требовать понимания того, чего
человеку понять не дано, а если кому-то и дано, то не
настолько, чтобы он мог убедить в этом других. Поэтому
лучше рассуждать о предметах подобного рода не на
основании человеческих догадок, а опираясь на божест-
венные свидетельства.
Глава V
Итак, что Бог творит души от ангелов, которые суть
как бы родители душ, об этом в канонических книгах
нет никаких свидетельств. Еще менее вероятно предполо-
жение, что Он творит их из мировых телесных элементов,
если только при этом нас не смущает то обстоятельство,
что у пророка Иезекииля, когда он говорит о воскресении
мертвых, в восстановленные тела призывается оживляющий
их дух от четырех небесных ветров. Ибо тут написано:
"Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки
пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит
Господь Бог: от четырех ветров приди дух, и дохни на
этих убитых, и они ожив>т. И я изрек пророчество, как
Он повелел мне, и вошел в них дух, — и они ожили,
и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище"
(Иезек. XXXVII, 9, 10).
Здесь, как мне кажется, пророчески указано, что люди
воскреснут не только на поле, на котором происходит
описанное событие, но и на всем лице земли, представ-
ленном у пророка в образе дыхания ветра с четырех сторон
света. Ибо не было субстанцией Духа Святого и то
дуновение из тела Господня, когда Он дунул и сказал:
"Примите Духа Святого" (Иоан. XX, 22), но этим действием
Господь показал, что как от Его тела происходит это
дуновение, так и от Него происходит Дух Святой. Но
поскольку мир не принимается Богом в личное с Собою
единство так, как принята была плоть Его Словом, Сыном
единородным, то мы не можем сказать, что душа проис-
559