Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/560"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
дел Своих. Его действие совершается не вопреки тем
причинным основам будущих вещей, которые Он заложил
тогда во вселенной, а, напротив, согласно с ними; ибо в
человеческие тела, распространение которых от первых
творческих дел преемственно продолжается доселе, Он
решил помещать именно такие души, какие теперь творит
и в них помещает.
Поэтому, так как ни одно из этих трех мнений явно
не противоречит словам настоящей книги (Бытия) о первом
шестидневном творении, приступим теперь к более тща-
тельному рассмотрению этого вопроса. Может статься, что
мы придем если и не к твердому мнению, относительно
которого нельзя уже будет сомневаться, то, по крайней
мере, к настолько правдоподобному, что не будет нелепым
держаться его, доколе не откроется что-нибудь более
несомненное. А если и не придем, то хотя бы покажем,
что наша нерешительность проистекает не из лени иссле-
довать, а из нежелания что-либо необосновано утверждать;
так что если кто-либо знает точный ответ, пусть научит
и меня, но если его уверенность коренится не на авторитете
божественных изречений или очевидных доводов, а на
предубеждении, то пусть он лучше не погнушается вместе
со мною остаться в неведении.
Глава IV
Прежде всего надлежит твердо держаться той мысли,
что природа души не превращается ни в природу тела,
ни в природу неразумной души, т. е. что душа человека
не может стать душою животного, ни в природу Бога;
таким образом, человеческая душа не обращается и не
становится попеременно ни телом, ни неразумной душою,
ни субстанцией Бога. Не менее очевидно и то, что душа
— не что иное, как творение Божие. Поэтому, если
человеческую душу Бог не сотворил ни из тела, ни из
неразумной души, ни из Себя самого, остается заключить,
что Он сотворил ее или из ничего, или из какой-нибудь
духовной и разумной твари. Но предположение, что нечто
558