Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/558"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
что душа человека сотворена в ряду упомянутых дел,
основа же его тела, как бы в семени, сотворена в телесном
мире.
На этом мы и остановились, с одной стороны, из
опасения сказать что-либо вопреки словам Писания, а
именно: что как муж из земли, так и жена»из его ребра
были сотворены в шестой день, или, что человек вовсе
не был сотворен в ряду шестидневных дел, или, что тогда
была сотворена причинная основа только человеческого
тела, но не души, хотя по образу Божию человек создан
по душе; с другой стороны, исходя из того соображения,
что хотя и не было бы прямым противоречием словам
Писания сказать, что основа человеческой души была
сотворена в такой духовной твари, которая создана была
исключительно ради этого, хотя о самой такой твари в
делах Божиих и не упоминается, или, что основа души
создана в какой-нибудь упоминаемой среди дел Божиих
твари, подобно тому, как в уже существующих людях
скрыта основа их будущих детей, но такое предположение
было бы грубым и нелепым, ибо тогда мы должны бы
были считать человеческую душу или дочерью ангела, или
же, что еще недопустимее, порождением какого-нибудь
телесного элемента.
Глава III
Но если утверждать, что жена получила душу не от
мужа, а как и он — от Бога, на том основании, что Бог
творил душу для каждого человека особо, то, выходит,
душа жены не была сотворена в первых упомянутых выше
делах; или, если была сотворена общая основа всех душ,
подобно тому, как в людях — причина деторождения, в
таком случае дело сводится к той несообразной ни с чем
мысли, что человеческие души суть порождения или ан-
гелов, или, что еще хуже, телесного неба, или даже
какого-нибудь низшего элемента. Поэтому следует рассмот-
реть (хотя это и сокровенно), что вернее или, по крайней
мере, допустимее сказать: то ли, что я сказал сейчас, или
же то, что в ряду первых дел Божиих была сотворена
556