Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/557"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
остальные. Поэтому, если бы с женою было совершено
нечто такое, чего не было совершено с мужем, т. е. если
бы душа ее была сотворена из одушевленной плоти, а не
так, как у мужа — плоть из одного источника, а душа
— из другого, то именно об этом Писание и не должно
было бы молчать, дабы мы не подумали, что снова сделано
то же, о чем уже говорилось прежде. Но так как в
Писании не сказано, что душа жены произведена от души
мужа, то именно поэтому можно полагать, что этим оно
дает нам понять: в данном случае произошло то же, что
и прежде, т. е. душа жены создана так же, как и душа
мужа. В самом деле, несколько позже Адам прямо говорит:
"Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей"
(Быт. II, 23). Почему же он при этом не прибавил: "Душа
от души моей"? Впрочем, этот вопрос слишком сложен,
чтобы безоговорочно настаивать на каком-то одном из
возможных его решений.
Глава II
Тут прежде всего следует обратить внимание на то,
оставляет ли нам книга священного Писания, исследуемая
нами с самого ее начала, место для сомнения; в таком
случае мы вправе будем задаться вопросом, какое мнение
лучше избрать относительно этого неопределенного пред-
мета. Несомненно, Бог сотворил человека по образу Своему
в шестой день; тогда же сказано и следующее: "Мужчину
и женщину сотворил их". Из этих мест первое, в котором
упоминается об образе Божием, мы приняли в приложении
к душе, а второе, в котором указывается на различие
пола, в приложении к телу. И так как при этом рассмот-
ренные нами свидетельства не давали повода думать, что
муж из земли, а жена из ребра мужа образованы в шестой
день, но что совершено это было потом, после уже тех
дел, в которых Бог сотворил все разом, то мы поставили
тогда вопрос о том, что надлежит нам думать о душе
человека, и, после всестороннего обсуждения этого вопроса,
пришли к наиболее вероятному и допустимому заключению,
555