Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/556"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
КНИГА ДЕСЯТАЯ
Глава I
Уже сам порядок (повествования) подводит к тому,
чтобы мы приступили к рассуждению о грехе первого
человека. Но рассказав о том, как была образована плоть
жены и умолчав о ее душе, Писание побуждает нас
тщательнейшим образом исследовать вопрос, можно ли, а
если можно, то как опровергнуть тех, которые полагают,
что душа жены произошла от души мужа, как ее тело —
от его тела, на том лишь основании, что начатки тела и
души переходят в детей от родителей. При этом они
ссылаются на то, что Бог Своим дыханием в лицо обра-
зованного ранее из земли мужчины создал одну душу, так
что от нее уже творятся все прочие человеческие души,
как от плоти его — всякая человеческая плоть. (В Писании)
сказано только о том, откуда Адам получил тело и откуда
— душу, а именно: тело из земли, а душу от дыхания
Божия; но сказав, что жена сотворена из ребра мужа,
Писание не говорит, что и она получила душу от дыхания
Божьего, как бы давая понять, что то и другое в ней —
от мужа. Ибо, говорят, Писание или должно было умолчать
также и о душе мужа, дабы мы могли думать или верить,
что душа его дана свыше; или, если оно не умолчало об
этом, дабы мы не подумали, будто душа, как и тело,
произошла из земли, то не должно было умолчать и о
душе жены. Но коль скоро, говорят они, не сказано, что
Бог дунул в лицо жены, то, значит, душа ее произошла
от мужа.
Предположение это опровергается достаточно просто.
Если, в самом деле, считать душу жены произошедшею
от души мужа на том только основании, что Писание не
говорит о том, что Бог дунул в лицо жены, то почему
непременно следует думать, что жена была одушевлена от
мужа, когда не написано и об этом? Отсюда, если все
души рождающихся людей Бог творит так же, как сотворил
первую душу, то Писание умолчало о прочих потому, что
рассказ об одной естественно распространить и на все
554