Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
была сотворена жена, которая через мужа стала крепкой,
как бы утвердившись его костью, а он через жену стал
немощным, потому что место кости заполнилось у него
не костью, а плотью; первое творение, когда в шестой
день было сказано: "Мужчину и женщину сотворил их",
не заключало в себе того, что жена должяа произойти
именно так, а лишь то, что она может произойти и таким
образом, так что ничего не произошло вопреки тем при-
чинам, которые Бог установил Своею непреложною волей.
А что это должно было произойти именно так, и что
иначе оно не будет, это было скрыто в Боге, Который
сотворил все.
Но поелику (об этой тайне апостол) сказал, что (ему
дана благодать благовествовать ее), "дабы ныне соделалась
известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах
многоразличная премудрость Божия" (Еф. III, 10), то
представляется вероятным, что как обетование Семени
было "преподано чрез Ангелов, рукою посредника" (Гал.
III, 19), так и все, что произошло в природе вещей сверх
обыкновенного и естественного течения и было связано
с пришествием этого Семени, т. е. все предвозвещения
или возвещения о Нем, все это совершено было при
помощи служения ангелов, но так, что все равно: нет
иного творца и восстановителя природ, кроме Бога, который
через всякого "насаждающего и поливающего" суть "возра-
щающий" (I Кор. Ill, 7).
Глава XIX
Отсюда и тот экстаз, который Бог навел на Адама,
чтобы он заснул, разумно понимать как наведенный с
тою целью, чтобы при помощи этого экстаза ум Адама
сделался как бы участником ангельского воздействия и,
вступив в святилище Бога, получил представление о бу-
дущем. Вследствие этого, проснувшись и как бы испол-
нившись пророчества, он, лишь только увидел приведенную
к нему кость, т. е. свою жену, тотчас же сказал (апостол
слова эти называет великою тайной): "Вот, это кость от
552