Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
рожать, чтобы ослица заговорила и т. п. (ибо даже и сам
Он не может произвести от них того, что, как прежде
Он предназначил, не может от них происходить, так как
Он не могущественнее самого Себя), но дал другим
способом, чтобы они заключали в себе эту возможность
не в естественном движении, а в том движении, коим Он
сотворил их так, чтобы их природа была покорна более
могущественной власти.
Глава XVIII
Таким образом, причины некоторых сотворенных вещей
Бог содержит сокровенно в Себе самом, не заложив их
в сотворенные вещи и осуществляя их не в том действии
промысла, коим поддерживает бытие природ, а в том,
посредством которого управляет, как хочет, теми из них,
которые сотворил, как восхотел. К этому относится и
благодать, которою спасаются грешники. Ибо что касается
поврежденной развращенною волей природы, то свое воз-
рождение она совершает не через саму себя, а через
благодать Божию, которою она вспомоществуется и исправ-
ляется. И люди отнюдь не должны отчаиваться, услышав
изречение: "Никто из вошедших к ней (т. е. к чужой
жене) не возвращается" (Притч. II, 19). Ибо так сказано
о них с точки зрения их развращенности, дабы тот, кто
возвращается, свое возвращение приписывал не себе, а
благодати Божией, "не от дел, чтобы никто не хвалился"
(Еф. II, 9).
Поэтому-то тайну этой благодати апостол назвал сок-
ровенною не в мире, в котором скрыты причинные идеи
всех вещей, имеющих возникнуть естественным образом,
как, например, скрыт был в чреслах Авраама Левий,
приемлющий десятины (Евр. VII, 10), но в Боге, который
сотворил все (Еф. III, 9). Вот почему даже причины всего
того, что для обозначения этой благодати совершено было
не путем естественного движения вещей, а чудесным
образом, сокрыты были в Боге; к числу подобных дел
относится и то, что из ребра мужа, и притом спящего,
551