Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
еще не было заложено в той идее, а было скрыто в Боге,
— итак, говорю, если спросят об этом, то я отвечу так,
как представляется мне это дело, безо всякого дерзкого
утверждения; быть может, впрочем, когда я выскажу свое
мнение, люди благоразумные и осмотрительные, которых
воспитала уже христианская вера, если дажеиони в насто-
ящее время познакомятся с этим предметом впервые, не
сочтут моего мнения сомнительным.
Всякое самое обычное движение природы имеет свои
известные естественные законы, сообразно с которыми и
дух жизни, представляющий собою тварь, имеет свои
известные и некоторым образом определенные стремления,
от коих не может отступить даже и злая воля. С другой
стороны, элементы чувственного мира имеют определенную
силу и качество: что каждый из них может (произвести)
и что от каждого из них может произойти. Все, что
рождается от этих как бы первооснов вещей, получает в
свое время начало и развитие, конец и своего рода
уничтожение. Отсюда происходит то, что от зерна пшеницы
не рождается боб, от боба — пшеница, от скота —
человек, или, наоборот, от человека — скот.
Но власть Творца имеет могущество сверх этого естес-
твенного движения и хода вещей производить от всех этих
предметов нечто иное, нежели то, что заключают в себе
их как бы семенные причины, однако не такое нечто,
чего сам Он не заложил в них, чтобы оно могло происходить
от них или от Него самого. Ибо Его могущество не
безрассудно; но Он всемогущ премудрою силой и в каждой
вещи производит в свое время то, что сотворил в ней в
возможности раньше. Поэтому существуют разные способы,
каким одна трава растет так, а другая — иначе, один
возраст рождает, а другой не рождает, человек говорит, а
скот говорить не может. Причины этих и подобных
способов не только существуют в Боге, но заложены Им
в вещах вместе с их сотворением. Но хотя Он и дал
сотворенным природам возможность, чтобы вырубленное
из земли, высушенное и отполированное дерево без корня,
земли и воды вдруг зазеленело и принесло плод, чтобы
женщина, с юности и до старости бесплодная, начала
550