Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ребра мужа, если не знаем, как ангелы служат Творцу-Богу,
— мы, которые не могли бы знать и того, что дерево от
древесного сучка приобретает чужую силу, если бы не
знали, как в произведении этого явления служат Богу
садовники?
Однако, ни в коем случае мы не должны сомневаться,
что Творец и людей и деревьев не кто другой, как Бог,
и нам надлежит твердо веровать, что жена сотворена из
мужа помимо всякого соития, хотя при этом действии
Творца Ему может быть и служили ангелы, как твердо
веруем, что от жены помимо соития произошел муж, когда
обетование семени Авраама было "преподано чрез Ангелов,
рукою посредника" (Гал. III, 19). Для неверующих то и
другое — невероятно; но как для верующих может казаться
вероятным, что одно, в приложении ко Христу, совер-
шилось в собственном смысле, другое же, о Еве, написано
иносказательно? Разве, может быть, без соития мог про-
изойти только муж от жены, а не жена от мужа, и
девственная утроба могла произвести мужа, а мужской бок
не мог произвести жену, хотя в первом случае родился
от рабы Господь, а в последнем образовалась от раба
рабыня? Мог, конечно, и Господь создать Свою плоть из
кости или из какого-нибудь члена Девы, но Тот, Кто мог
бы показать, что в Своем теле Он в другой раз совершил
то, что уже было совершено, с большею пользою показал,
что в теле матери не следует стыдиться ничего такого,
что чисто.
Глава XVII
Если спросят, в каком отношении (к созданию жены)
находится причинное творение, в коем Бог создал первого
человека по образу и подобию Своему (когда, без сомнения,
были сказаны слова: "Мужчину и женщину сотворил их"),
т. е. заключала ли в себе сама идея, которую сотворил и
осуществил Бог в первых делах мира, то, что согласно с
нею необходимо должна была произойти жена из ребра
мужа, или же лишь то, что она могла произойти, но
чтобы непременно так и должна была произойти, этого
549