Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/550"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
ангелов, а единственно Сам не то, что совершил и потом
оставил, а непрестанно так совершает, что природа как
других каких-либо предметов, так и самих ангелов не
могла бы и существовать, если бы Он не действовал.
Глава XVI
Но так как, насколько в силу человеческого разумения
нам было дано исследовать природу вещей, мы знаем, что
одушевленная и чувствующая плоть рождается не иначе,
как из материальных элементов, т. е. воды и земли, или
из листвы и плодов древесных, или даже из плоти животных
(как, например, бесчисленные роды червей и пресмыка-
ющихся), или же от совокупления родителей, а между тем
не знаем ни одной рождающейся от какого-либо животного
плоти, которая настолько была бы подобна ей, что от-
личалась бы от нее только полом, то мы ищем, но в
природе не можем найти подобия того творения, коим
была сотворена жена из ребра мужа. Причина этого
заключается не в чем ином, как в том, что как действуют
на этой земле люди мы знаем, а как в настоящем мире
занимаются в своем роде земледелием ангелы, этого,
конечно, не знаем. В самом деле, если бы известный род
деревьев совершал свое естественное движение помимо
человеческого ухода, то мы ничего бы больше не знали
кроме того, что деревья и травы рождаются из земли и
из своих семян, падающих с них на землю, но было ли
бы нам известно, какую силу имеет прививка, чтобы
дерево другой породы, имеющее свой собственный корень,
начало рождать чужие плоды, ставшие для него, в силу
образовавшегося единства, его собственными?
С этим явлением мы познакомились из садоводства,
хотя сами садовники ни в коем случае не были творцами
деревьев, а представляли собою в некотором роде работ-
ников и служителей Творца-Бога. Ибо от их действия
ничто бы не могло существовать, если бы оно не имело
внутренней причины своей природы в действии Бога. Что
же удивительного, что мы не знаем создания жены из
548