Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/55"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
о некоторых: "не даст ли им Бог покаяния" (II Тим. II,
25). И когда Петр горько заплакал, перед этим, как говорит
евангелист: "Взглянул на него Господь" (Лук. XXII, 61).
83. Кто же, не веруя в то, что в церкви оставляются
грехи, презирает такое богатство Божеского дара и, упор-
ствуя в этом образе мыслей, оканчивает последний день
жизни, тот повинен в непростительном грехе против Духа
Святого, Которым Христос отпускает грехи (Мф. XII, 32).
По поводу этого трудного вопроса в одной, написанной
с этой только целью книге, я дал, насколько мог, весьма
ясные объяснения.
84. О воскресении же плоти, не о таком, когда бы
некоторые ожили и снова умерли, а о воскресении в
вечную жизнь, как воскресла плоть самого Христа, сумею
ли я рассуждать коротко и решить все связанные с этим
вопросы, — не знаю. Во всяком случае христианин не
должен сомневаться в воскресение плоти всех людей,
рожденных прежде и рождающихся, умерших и умирающих.
85. Прежде всего возникает вопрос о выкидышах, ко-
торые, хотя и зародились уже во чреве матери, однако не
смогли родиться. Если мы скажем, что они воскреснут,
то это может быть приложимо только к тем, которые уже
сформировались, бесформенные же выкидыши, как и не-
оплодотворенные семена, по общему мнению, более склон-
ны к окончательной гибели. Но кто осмелится отрицать
(хотя никто не осмелится и утверждать), что вместе с
воскресением восполнится то, чему недоставало полной
формы? И так же произойдет усовершенствование, какое
началось бы со временем, как не будет и недостатков,
приобретенных со временем: для того, чтобы природа не
была лишена и того, что со временем обнаружилось бы,
как годное и целесообразное, и не искажалось бы в том,
что уже оказалось неблагоприятным и вредным, но вос-
станавливалось бы недоконченное, как будет возобновлено
испорченное.
86. И хотя между учеными возможны самые тонкие
изыскания и споры, я не знаю, может ли кто-либо
определить, когда человек начинает жить во чреве, и
существует ли какая-нибудь скрытая жизнь, которая не
53