Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
обладают могуществом ангелы, которые по велению Бога,
познаваемому ими в самой непреложной, постоянно ими
созерцаемой Истине, двигая сами себя во времени, а
подчиненные им тела во времени и пространстве, могут
внушать всякой живой душе и впечатления, которыми она
движется, и желания, вытекающие из ее „телесной недо-
статочности, так чтобы она сама о том не зная, влеклась
туда, куда ей должно идти.
Глава XV
Посмотрим теперь, как произошло само образование
жены, которое в таинственном смысле названо созданием.
Несомненно, природа женщины сотворена хотя и от муж-
ской, уже существовавшей природы, но не каким-нибудь
движением существовавших природ. Ангелы не могут тво-
рить никакой природы; есть только один Творец всякой,
великой и малой природы — Бог, т. е. сама Троица,
Отец, и Сын, и Дух Святой. Поэтому поставим вопрос
иначе, именно: каким образом был усыплен Адам и как
из состава его тела было вынуто ребро безо всякого
болезненного ощущения? Ибо могут, пожалуй, сказать, что
это в состоянии были сделать и ангелы. Но даже образовать
кость, чтобы из нее явилась женщина, мог только Бог,
от Которого существует вся природа. Не думаю, чтобы
ангелы могли произвести даже и ту прибавку в теле мужа,
которая состояла в заполнении места взятой кости, точно
так же, как не могли они образовать из праха земного и
самого человека; это не потому, что не дело ангелов —
творить что-нибудь, а потому, что они не творцы, так
как не называем же мы земледельцев творцами нив и
деревьев. "Насаждающий и поливающий есть ничто, а все
Бог возращающий" (I Кор. Ill, 7). К этому возращению
принадлежит и то, что в человеческом теле, когда из него
была вынута кость, место ее заполнила плоть, т. е. это
было делом Бога, которым Он поддерживает природы,
чтобы они существовали, и которым сотворил Он и самих
ангелов.
546