Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/547"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
ловят; не следует думать и так, что дан был какой-нибудь
словесный приказ, слыша который разумные души пони-
мают и повинуются. Звери и птицы такой способности
не получили; впрочем, и они в своем роде повинуются
Богу, но не разумным произволением воли, а так, как
Бог, не двигаясь сам во времени, в благопотребное время
движет всем через ангельские служения, которые в Его
слове получают ведение, что и в какое время должно
быть, и Им, во времени не движущимся, движутся во
времени, исполняя Его повеления в кругу подчиненных
им тварей.
Ибо всякая живая душа, не только разумная, как у
людей, но и неразумная, как у скотов и птиц, движется
впечатлениями. Но разумная душа или сочувствует, или
не сочувствует впечатлениям произволением воли; нера-
зумная же душа не имеет этого суждения, хотя и природа
в своем роде движется под влиянием известного впечат-
ления. Душа не властна над теми впечатлениями, которые
ею воспринимаются или в телесное чувство, или глубже,
в самый дух, и которыми движутся желания каждого
одушевленного существа. Отсюда, когда впечатления вну-
шаются при посредстве ангельского послушания, повеление
Божие достигает не только до людей, не только до птиц
и зверей, но и до всего, что скрывается под водами, как,
например, до кита, проглотившего Иону (Ион. II, 1); да
и не только до таких крупных животных, но даже и до
червяка, ибо и ему, как читаем, велено было свыше
подгрызть корень тыквы, под тенью которой покоился
пророк (Ион. IV, 7). И если человека Бог устроил так,
что он, будучи облечен даже и греховною плотью, может
при могуществе своего разума, а не тела, ловить, приручать
и держать удивительным образом в своей власти не только
скотов и вьючных животных, покорно служащих его до-
машним надобностям, не только домашних, но и свободно
летающих птиц и даже диких зверей, когда, подмечая их
желания и горести, приманивая, запирая в клетку и
выпуская на свободу и, таким образом, мало-помалу их
усмиряя, он отучает их от диких инстинктов и, так сказать,
облекает человеческими правами: то не тем ли более
545