Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
было плотью? В самом деле, разве нельзя было взять
часть самой плоти, чтобы образовать из нее жену еще
более соответствующим образом, так как это пол —
низший? Или, сотворив столь многое, Бог мог образовать
в жену только ребро, а не плоть или прах, создав из
праха мужчину? А если нужно было взять*именно ребро,
почему вместо этого ребра не вставлено было другое ребро?
Почему также не сказано "сотворил" или "образовал", как
во все предыдущих делах, а "создал", точно то был дом,
а не человеческое тело? Несомненно, что коль скоро все
это так и было и глупым быть не может, то было оно
ради знаменования чего-либо другого. И действительно,
предвидящий Бог с самого начала человеческого рода
милосердно предрекает в Своих делах плод будущего века;
так что открытое и в Писании начертанное Им рабам
Своим в то или иное время через преемство ли людей,
или через Духа Своего, или через служение ангелов
представляет собою свидетельство как об обетовании бу-
дущего, так и о признании уже исполнившегося. В даль-
нейшем этот предмет будет раскрываться перед нами все
ясней и ясней.
Глава XIV
Обратимся поэтому к тому, что мы поставили задачею
своего настоящего произведения, а именно: как согласно
не с предзнаменованием будущего, а с буквальным, не
аллегорическим значением совершившихся событий, могут
быть поняты дальнейшие слова. Итак, "Господь Бог обра-
зовал из земли всех животных полевых и всех птиц
небесных (эти слова мы уже, в меру наших сил, объяснили),
и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их".
Чтобы не мыслить плотским образом о том, как Бог
привел зверей и птиц к Адаму, нам нужно в данном
случае опираться на представление о двояком действии
божественного промышления, о котором мы вели речь в
предыдущей книге. Не следует, в самом деле, думать, что
это происходило так, как охотники или птицеловы вы-
слеживают и подгоняют к тенетам животных, которых они
544