Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
тем более дорогою, что во всей сотворенной под солнцем
плоти он не нашел ничего ей подобного? Но удивительно,
если он смог об этом узнать только тогда, когда к нему
были приведены животные и он их пересмотрел. Ибо если
он веровал Богу, то Бог мог сообщить ему об этом таким
же образом, каким дал ему заповедь, каким вопрошал и
судил его, согрешившего. А если не веровал, то, конечно,
не мог и знать, всех ли животных привел к нему Тот,
Кому он не веровал, или, может быть, скрыл в каких-нибудь
отдаленнейших странах подобных ему животных, которых
не показал. Итак, думаю, не следует сомневаться, что так
происходило ради какого-то пророческого знамения, но,
однако, происходило именно так.
В своем настоящем произведении мы задались наме-
рением не разрешать пророческие загадки, а дать оправ-
дание достоверности совершившихся событий в их истори-
ческом смысле, дабы то, что может казаться для пустых
и неверующих людей невозможным или, в качестве про-
тивного свидетельства, противоречащим самому авторитету
священного Писания, обсудить по мере сил и с помощью
Божией показать, что все это и не невозможно, и не
противоречиво; а что представляется возможным, но ка-
жется иным как бы излишним или даже глупым, отно-
сительно всего такого доказать, что оно происходило не
в естественном или обыкновенном порядке совершающихся
событий и на основании несомненнейшего авторитета
священного Писания должно считаться таинственным, а
потому и не глупым. Исследование этого последнего пред-
мета мы или уже представили в другом месте, или откла-
дываем до других времен.
Глава XIII
А что значит, что жена сотворена была мужу из его
ребра? Допустим, что так необходимо было сделать в виду
одобрения силы самого брачного союза; но требовала ли
та же самая необходимость, чтобы это было проделано
над спящим и чтобы затем место вынутой кости заполнено
18 3ак. 3645
543