Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/543"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава XI
Итак, всякий, кто сомневается, что женщина сотворена
мужу от мужа (именно как женщина), которая родила
Каина и Авеля и всех братьев их, от коих произошли все
люди, а в ряду их — и Сифа, от которого мы доходим
до Авраама и до известного всем народа израильского,
тот неизбежно колеблет все то, чему мы верим, и должен
быть отвергнут умами верных. Поэтому, когда поднимается
вопрос, для чего был сотворен мужу женский пол, мне,
все тщательно пересмотревшему, не представляется другой
причины, кроме нужды в потомстве, дабы от их ствола
земля наполнилась людьми, — ствола, рожденного не так,
как рождаются люди теперь, когда их членам присущ
греховный закон, противоборствующий закону ума, хотя
благодатию Божией и превозмогаемый. Да и что может
быть справедливее такого наказания, чтобы тело не служило
уже всякому мановению души, т. е. не было ее рабом,
как сама душа отказалась служить своему Богу? Однако,
творит ли Бог то и другое от родителей, тело от тела, а
душу от души, или творит души каким-либо другим
образом, во всяком случае Он творит их не для дела
невозможного и не для малой награды, так что когда
душа, с благоговением покорная Богу, побеждает по бла-
годати Божией греховный закон, находящийся в членах
тела смерти и полученный первым человеком в наказание,
она получает для большей своей славы небесную награду,
показывая тем, какой похвалы заслуживает послушание,
которое могло своею силой превозмочь наказание за чужое
неповиновение.
Глава XII
Итак, поскольку вопрос о том, для чего сотворена была
мужу жена, мне думается, исследован уже достаточно, то
подвергнем теперь рассмотрению вопрос о том, почему
приведены были к Адаму все звери полевые и все птицы
небесные, чтобы он дал им имена, но при этом так, как
будто отсюда возникла необходимость сотворения ему жены
541