Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/541"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
насаждающему человеческий род, как (помогает) плодо-
родие земле?
Глава X
Впрочем, гораздо приличнее думать, что душевное тело
первых и обитавших в раю людей, еще неповинное смерти,
было таково, что они не имели стремления к плотскому
удовольствию, какое имеют теперь наши тела, причастные
смерти. Ибо в них произошло уже нечто, лишь только
вкусили они от запрещенного дерева, так как Бог сказал
не "если вкусишь от него, смертию умрешь", но "в день,
в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт.
II, 17); так что в этот самый день произошло в них все
то, о чем, воздыхая, говорит апостол: "Ибо по внутреннему
человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в
членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону
ума моего и делающий меня пленником закона греховного,
находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит
меня от сего тела смерти? Благодарю Бога (моего) Иисусом
Христом, Господом нашим" (Рим. VII, 22 — 25). Ему
недостаточным казалось сказать: "Кто избавит меня от
сего смертного тела", он говорит: "От сего тела смерти".
Подобным же образом он говорит и следующее: "Тело
мертво для греха" (Рим. VIII, 10), — не смертно, а мертво,
хотя, конечно, и смертно, так как подлежит смерти. Не
таковы, надобно думать, были те тела: хотя они были
тела душевные, а не духовные, однако и не мертвые, то
есть не такие, которые необходимо должны умереть; та-
ковыми они стали в тот день, когда (прародители) при-
коснулись к запрещенному дереву.
И наши тела называются в своем роде здоровыми, но
если это здоровье бывает нарушено до такой степени, что
наши внутренности пожирает смертельная болезнь, усмот-
рев которую врачи объявляют о наступлении смерти, то
тело наше называется смертным, но в ином смысле, нежели
когда было здорово, хотя и тогда оно рано или поздно
должно было умереть. Так и в телесных членах первых
людей, облеченных телами хотя и душевными, но такими,
539