Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава IX
Те же, которые этого не делают, но при этом полагают,
что плодовитость плоти дана свыше для возмещения смерт-
ности, с одной стороны не думают, чтобы первые люди
могли сожительствовать, если бы, подлежа по причине
совершенного ими греха смерти, не нуждались в преемниках
путем рождения, с другой — не обращают внимания на
то, что если могла быть справедливою нужда в преемниках
для тех, которым предстояло умереть, то еще более спра-
ведливою могла быть нужда в сообщниках для тех, которым
предстояло жить. Ибо если и теперь, когда земля наполнена
человеческим родом, является справедливою нужда в потом-
стве, которое могло бы возмещать умирающих, то для
того, чтобы земля наполнилась от двух людей, каким
образом они могли исполнять этот долг, как не путем
рождения? А будет ли кто-нибудь настолько умственно
слеп, чтобы не рассудить, каким украшением для земли
служит род человеческий даже в том случае, если на земле
немногие живут хорошо и похвально, и насколько бывает
силен государственный порядок, превращающий в своего
рода стройный земной союз и грешников? Ибо люди не
настолько развращены, чтобы, будучи даже грешными, не
превосходили скотов и птиц, породами которых наша
низшая часть мира украшена в такой мере, что созерцание
ее способно привести каждого в восхищение. А кто же
настолько безрассуден, чтобы стал думать, что она могла
быть менее украшена, если бы была наполнена неуми-
рающими праведниками?
А так как высшее общество ангелов весьма мно-
гочисленно, то они и не должны соединяться браком,
если не должны умирать. Предвидя, что такая же мно-
гочисленность должна соединиться с ангелами и в вос-
кресении святых, Господь говорит: "В воскресении ни
женятся, ни выходят замуж (ибо уже не будут умирать),
но пребывают, как Ангелы Божий на небесах" (Мф. XXII,
30); но в настоящей жизни, когда земля должна была
наполниться людьми, для чего другого нужен был женский
пол, если не для того, чтобы женская природа помогала
538