Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/54"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
привычку, считаются малыми грехами или совсем за грехи
не считаются; и кажется, что не только не надо их
скрывать, но нужно даже восхвалять и разглашать, по
писанному: "Хвалится грешник в похотях души своей, и
обидчик благословляется" (Ис. IX, 24). Такое нечестие в
Божественных книгах называется "воплем". Так у пророка
Исайи о плохом винограднике ты читаешь: "Я ждал, —
говорит, — что он совершит суд, он же совершил безза-
коние, не правду, но вопль"(Ис. V, 7). Отсюда и в Бытии:
"Вопль Содомский и Гоморрский умножился" (Быт. XVIII,
20). Потому что те беззакония у них не только уже не
наказывались, но во множестве, как бы законно, совер-
шались даже публично.
81. Теперь я буду говорить о том,, о чем уже часто
говорил и в других местах своих небольших сочинений.
Грешим мы по двум причинам: или по незнанию того,
что должно делать, или не делая того, о чем мы знаем,
что его нужно делать: первое из двух есть зло неведенья,
второе — зло слабости. Что с ними надо бороться, с
этим мы согласны; но мы совершенно бываем побеждены,
если не приходит Божественная помощь для того, чтобы
мы не только видели, что нужно делать, но и чтобы при
наступлении непорочности наслаждения праведность брала
перевес в нас над наслаждением. Потому и говорится в
псалме: "Господь просвещение мое и спасение мое" (Пс.
XXVI, 1). Нужно просить не только о прощении, если
мы согрешим ("прости нам долги наши, как и мы прощаем
должникам нашим"), но и о руководстве, чтобы мы не
грешили: "И не введи нас в искушение" (Мф. VI, 12,
13); так что просвещение устраняет незнание, спасение
— слабость.
82. Ибо и само покаяние, когда есть достаточный повод,
совершаемое по обычаю церкви, в большинстве случаев
по слабости совершается потому, что и стыд есть боязнь
быть неугодным, между тем как мнение людей нравится
больше, чем правда, перед которой каждый смиряет себя
во время покаяния. Поэтому не только когда совершается
покаяние, но и для того, чтобы оно совершалось, необ-
ходимо милосердие Божие. Иначе апостол не говорил бы
52