Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/538"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Еноха, который, имея детей, угодил Богу так, что не умер,
а был взят на небо (Быт. V, 24)? Почему же Адам и Ева
не могли бы дать место своим преемникам не путем
смерти, а путем перенесения (на небо), если бы они,
живя праведно, безгрешно рождали детей? Ибо если Енох
или Илия, будучи в Адаме смертны и нося в себе как
бы долг смерти (а чтобы от этого долга избавиться, они,
как полагают, возвратятся к настоящей жизни и после
определенного срока умрут), теперь находятся в другой
жизни, где до воскресения плоти, прежде чем душевное
тело их изменится в духовное, они не терпят недостатка
ни от болезни, ни от старости; то во сколько же раз
справедливее и вероятнее предположение, что первым,
жившим безо всякого собственного и наследственного греха
людям был возможен переход, по рождении детей, в
лучшее состояние, из которого бы они, по исполнении
века, вместе со всем сонмом святых могли быть изменены
в ангельский образ не путем плотской смерти, а силою
Божией?
Глава VII
Итак, я не вижу, для какой другой помощи была
сотворена жена, как не для рождения детей; и тем не
менее, не знаю почему, причина эта устраняется. Ибо
почему пред Богом имеет великую и великой чести до-
стойную заслугу верное и благочестивое девство, если не
потому, что воздерживаться от брака должны даже в наше
время, когда из среды всех народов имеется величайшее
множество для восполнения святых, т. е. когда желание
получить нечистое удовольствие отказывает себе в том,
чего не требует уже нужда в восполнении потомства?
Затем, слабость того и другого пола, склонная к пос-
тыдному падению, поддерживается честным браком, так
что то, что служит обязанностью для здоровых, является
лекарством для больных. Даже сама невоздержанность не
потому представляет собою нечто злое, что брак, которым
связываются хотя бы и невоздержанные, не есть нечто
доброе; напротив, не от зла невоздержанности становится
S36