Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/537"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
было бы такого порядка, чтобы один был сотворен раньше,
а другой позже, в особенности если младший был сотворен
от старшего, как сотворена женщина. Разве только кто-
нибудь скажет, что из ребра мужчины Бог мог сотворить
только женщину, но никоим образом не мужчину? Поэтому
я не нахожу, для какой помощи мужу была сотворена
жена, если не иметь при этом в виду деторождения.
Глава VI
Ибо если нужно было, чтобы родители уходили из этой
жизни, давая место детям, дабы род человеческий путем
этой преемственности достиг своей известной численности,
то люди, по рождении детей и по исполнении своего
человеческого долга, могли переходить из настоящей жизни
к лучшей не через смерть, а путем некоторого изменения
— высшего ли, в котором, соединившись с телами, они
будут святыми как ангелы, или, если таковое должно быть
дано всем вместе только при конце века, какого-нибудь
более низкого, но однако же такого, которое могло иметь
лучшее состояние, чем то, что ныне имеют наши тела.
Ибо нельзя думать, что Илия или находится уже в том
состоянии, в каком будут святые, когда по совершении
дневного труда получат по динарию (Мф. XX, 10), или в
том, в каком находятся люди, которые еще не отошли из
настоящей жизни, из коей сам он уже перешел, но не
путем смерти, а путем перенесения (на небо) (IV Цар. II,
11). Таким образом, он занимает уже лучшее положение,
чем какое мог бы иметь в настоящей жизни, хотя еще и
не имеет того, что из настоящей жизни, праведно прове-
денной, получит при конце, "потому что Бог предусмотрел
о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли
совершенства" (Евр. XI, 40).
А если кто-нибудь думает, что Илия не мог бы того
заслужить, если бы был женат и имел детей (думают, что
он не имел жены, так как Писание не говорит нам об
этом, хотя, с другой стороны, оно не говорит ничего и
о его безбрачии), то что он ответит нам относительно
535