Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/536"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
верят только тому, что привыкли видеть. Ибо кто же
ртанет сомневаться, что все, о чем мы сейчас говорили,
могло быть сообщено человеку, живущему послушно и
благочестиво, коль скоро он не сомневается, что одеждам
израильтян было придано такое свойство, что они не
ветшали в течение сорока лет? *
Глава IV
Почему же они вступили в соитие только после изгнания
из рая? Коротко можно ответить так: потому что тотчас
же по сотворении жены, прежде чем они вступили в
соитие, последовало то преступление, за которое они были
осуждены на смерть и удалены из этого блаженного места.
Ибо Писание не говорит, сколько прошло времени от
этого их деяния до рождения Каина. Можно сказать и
так, что Бог еще не разрешал им соития. Ибо почему бы
им было не ждать божественного изволения на такое дело,
в котором не было никакой похоти, этого, так сказать,
стимула неповиновения плоти? А Бог не разрешал этого
потому, что Он располагал все по Своему предведению,
коим, без сомнения, наперед знал об их падении, после
которого уже и должен был распространяться смертный
человеческий род.
Глава V
А если жена сотворена не для рождения детей, то для
чего? Если для того, чтобы вместе возделывать землю, то
обработка земли еще не была таким трудом, чтобы была
нужда в помощнике, но если бы и была, то помощником
скорее был бы дан мужчина; то же можно сказать и об
утешении, если допустить, что муж скучал от одиночества.
Ибо в этом смысле гораздо сообразнее было бы жить
вместе двум друзьям, нежели мужчине и женщине. А если
им следовало жить вместе так, чтобы один приказывал,
а другой повиновался, дабы враждебные воли не нарушали
мира сожителей, то для поддержания мира достаточно
534