Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/535"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава III
Если же мы спросим, для чего должна была явиться
эта помощница, то наиболее вероятным будет ответ, что
(она явилась) ради рождения детей, подобно тому, на-
пример, как земля служит помощницей семени, чтобы от
обоих их вместе рождался кустарник. Об этом сказано и
при первоначальном сотворении вещей в словах: "Мужчину
и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал
им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю,
и обладайте ею" (Быт. I, 27, 28). Эта идея сотворения и
соединения мужчины и женщины, а также и благословение
остались и после греха человека и наказания. Благодаря
им земля в настоящее время полна людьми, обладающими
ею.
Ибо хотя и делается замечание, что они вступили в
соитие и начали рождать уже после изгнания из рая,
однако я не вижу никаких оснований полагать, что еще
в раю у них не могло быть "честной женитьбы и неос-
кверненного ложа". Если бы они жили верно, праведно
и послушно и свято служили Богу, от семени их, по
изволению Божию, могло бы рождаться потомство безо
всякого страстного волнения похоти и без трудностей и
болезней деторождения; причем дети не сменяли бы уми-
рающих родителей, а в то время, как рождающие оставались
бы в одном и том же состоянии, вкушая с произраставшего
там дерева жизни и черпая от него телесную силу,
приходили бы в то же самое состояние и рождающиеся,
доколе по исполнении известного числа не совершалась
бы с ними, если бы все они жили праведно и послушно,
такая перемена, что животные тела их, обратившись помимо
смерти в другое качество, стали бы духовными, ибо теперь
служили бы духу и жили духом. Все это вполне могло
случиться, если бы преступлением заповеди они не за-
служили наказания смерти.
А кто не верит, что так могло быть, тот имеет в виду
только т. н. естественный порядок природных вещей,
каковой возник уже после греха и наказания человека; но
мы не должны примыкать к числу тех людей, которые
533